Нарушения сенсорного развития у детей

Сенсорное развитие ребенка - это формирование представлений ребенка о различных свойствах окружающих его предметов (вкус, запах, цвет, положение в пространстве, величина и т.д.). По многим причинам у детей могут развиться нарушения сенсорного развития.

Расстройство сенсорной модуляции.

Несколько типов проявлений могут указывать на то, что у ребенка имеются нарушения сенсорной модуляции. Вот они:

  • уменьшенный ответ (пониженная чувствительность к сенсорному сигналу);
  • преувеличенный ответ (повышенная чувствительность к сенсорному сигналу);
  • сенсорный поиск (ребенку свойственно стремление к сильной стимуляции и кажется, что оно никогда не удовлетворяется);
  • сенсорные колебания (колебания между заниженным и преувеличенным ответом).

Уменьшенный ответ.

Некоторые дети проявляют заниженный ответ на сенсорный сигнал или их чувствительность к этому сигналу является слабой. Нервная система таких детей не всегда распознает сенсорную информацию, которая поступает в мозг. В результате у них, кажется, возникает ненасытное стремление к сенсорной стимуляции. Они постоянно ищут все более сильные стимулы и длительный сенсорный опыт, часто участвуют в экстремальной деятельности или постоянно двигаются.

Дети с заниженным ответом на сенсорный сигнал часто имеют следующие проявления:

  • не замечают соприкосновения предметов или людей, пока оно не станет достаточно сильным;
  • не замечают, что лицо загрязнено мороженым, руки грязные после игры в грязи, а носки мокрые после игры в снегу;
  • проявляют минимальный ответ на стимулы, вызывающие боль, например перелом кости;
  • у них мало инициативы, чтобы принять участие в деятельности, которая требует движения;
  • у них слабое ощущение собственного тела, что отрицательно сказывается на способности одеваться, есть, писать и играть;
  • им трудно немедленно среагировать на предмет, который к ним приближается, например на брошенный в них мяч;
  • они не реагируют на обычные звуки, обычной силы голос и шепот.

Если у вашего ребенка уменьшенный ответ на сенсорные стимулы, то может показаться, что ребенок не знает или не замечает, что приближается время обеда, даже если среда достаточно определенно стимулирует к этому, как, например, на семейном празднике. Ребенку трудно различать вкусы, температуру, текстуру и запахи еды. Если расспросить об этом, то ребенок опишет большинство блюд почти одинаково. Поэтому ребенок может добавлять к пище острые или жгучие приправы, чтобы почувствовать их вкус. Ему также трудно почувствовать, когда он наелся, так как порции могут быть слишком большими; ребенок не может определить, когда нужно перестать есть.

Преувеличенный ответ.

У некоторых детей с расстройствами сенсорного восприятия ответ на сенсорный стимул преувеличен. Нервная система таких детей воспринимает сенсорный сигнал слишком легко или очень интенсивно, и они постоянно страдают от шквала информации, которая наплывает на них. Часто они описывают это ощущение бомбардировки информацией как фейерверки, которые загораются рядом совершенно неожиданно и непредсказуемо. Итак, ответ такого ребенка на сенсорные стимулы или их комбинацию можно описать как реакцию на "интенсивные обстрелы".

Преувеличенный ответ на сенсорные стимулы проявляется следующими симптомами:

  • попытки свести чувств к минимуму: избегание прикосновений, исключительная разборчивость в отношении одежды и обуви;
  • исключительная разборчивость в еде и / или слишком сильная чувствительность к запахам пищи;
  • отдача предпочтения одежде с длинными рукавами и штанинами, чтобы избежать контакта кожи с внешними раздражителями, или одежде с короткими рукавами и штанинами, чтобы избежать трения одежды;
  • дети избегают игры на площадках, физической активности и чувствуют себя очень некомфортно в окружении, которое создает интенсивные раздражители, например празднование дня рождения;
  • чувствуют себя некомфортно в шумной обстановке, при высоких резких звуках или внезапном неожиданном шуме.

Ребенок с преувеличенным ответом на стимулы может быть очень разборчивым в еде и очень чувствительным к ее запахам. Возможно, ребенок избегает общей еды, поскольку атмосфера, которая при этом возникает, поражает его. Создается впечатление, что у ребенка нет аппетита, он может избегать касания пищи и манипуляций с ней. Этот момент очень важен, поскольку, если ребенок не контактирует с едой, он не может изучить ее свойств, у него не формируется "сенсорная память" о еде, которая должна проснуться в тех случаях, когда ребенок столкнется с подобной пищей в будущем. К тому же, если ребенку неприятно брать пищу руками, он наверняка не станет ее есть.

Главная  Аномалии развития